воскресенье, 5 марта 2017 г.

Диалог с ребенком - как родителям научиться отвечать на вопросы детей

Джин Грассо Фитцпатрик
Диалог с ребенком
 1996 г, 400 страниц

- Знакомы ли Вы с такой замечательной, легкой, теплой книгой Д. Фитцпатрик «Диалог с ребенком»?
- Много ли Вы знаете о важности диалога с ребенком?
- Нужно ли вообще беседовать с ребенком на различные темы?
- Что важного воспитывают беседы в ребенке?
- Какую роль играет в беседах нравственность?
 
    Если Вы уже задавались такими и подобными вопросами много раз, но не читали книгу, то мы с удовольствием познакомим Вас с ней.
    Хотелось бы начать знакомство с известной цитаты: «Все дети рождаются гениями, а все взрослые первые шесть лет жизни ребенка заняты тем,  чтобы уничтожить в ребенке признаки гениальности».
    Не верите? А прочтите книгу сами! И помните всегда, что Вы учите не только своего ребенка, но и будущего родителя своих внуков.



    О пользе и необходимости развития речи и раннем обучении писали с давних времен и достаточно известные ученые, педагоги, исследователи, даже врачи. И все они убеждены в том, что это помогает ребенку быть смышленее, любознательнее, помогает в дальнейшем обучении в школе, вузе, ориентации в приобретении профессиональных навыков. То есть именно с рождения закладывается фундамент для дальнейшего строительства развития ребенка.

    Д. Фитцпатрик подтверждает этот факт, основываясь еще на своих многолетних исследованиях теоретических и практических работ Гленна Домана – известного хирурга, основателя Института человеческого потенциала, изучавшего развитие мозга, причины его повреждения, способы восстановления и добившегося колоссальных результатов в обучении детей. И часто не совсем здоровые с медицинской точки зрения дети были намного образованнее детей здоровых. Это доказано многими реальными примерами и это возможно!


Итак… О чем спрашивают дети?
- Что такое счастье?
- Откуда берется жизнь?
- Отчего плохие люди – такие?
- Как появилась Вселенная?
- Что такое секс?
- Откуда берутся деньги?
    И еще множество неожиданных и трудных для родителей вопросов, на которые дети хотят всегда услышать ответ. Джин Грассо предлагаем нам, родителям, начать диалог с ребенком, не опасаясь своих ошибок, а уверенно разговаривая с малышом, расширяя и свой мир знаний.

    То, как мы слушаем ребенка и какие ответы даем, показывает, насколько мы ценим точку зрения нашего ребенка, насколько мы уважаем его любопытство и жажду получать знания.
    Если дети не смогут заполнить вакуум ответами на свои вопросы о смысле жизни, который они ищут, о своем месте в этой жизни, о понятии своего существования и всего вокруг - в будущем это постепенно заполнится пьянством, депрессией, пассивностью, наркотиками, бесцельным существованием.

    Как, например, Вы реагируете, когда:
- Ваша дочь надела вещи совсем не подходящие друг другу?
- Ваш сын занял пустую полку под свои игрушки, а Вы планировали занять ее книгами?
- Ваш ребенок пролил молоко?
- Ваш сын оставил школьные тетради на кухне и не кладет на положенное место в комнате?
    Воодушевляете ли Вы своего ребенка обдумывать последствия своих действий, сделать выводы, принять самостоятельное решение? Позволяете ли вы ребенку извлечь самостоятельный опыт из своих ошибок? Автор рекомендует избегать отталкивания детей, а лучше выделить хоть 5 минут для диалога, даже если Вы очень заняты. Или попросите ребенка напомнить Вам о разговоре, так как он очень важен для Вас.
    Единственный способ заставить ум ребенка непредвзято развиваться – УМЕТЬ СЛУШАТЬ. Джин Грассо советует родителям ПОЗВОЛЯТЬ СПРАШИВАТЬ ТО, ЧТО ХОЧЕТ СПРОСИТЬ РЕБЕНОК, не перебивая и не переубеждая его.

- Знаете ли Вы такое понятие, как «расслышать третьим ухом»?
- Используйте его в общении с детьми!

    Если у Вас с ребенком возникают трудности диалога, поиграйте в игру «А что дальше?». Один начинает совсем любой разговор, например: «Маленькая девочка проснулась утром и обнаружила в своей комнате большую коробку. А что дальше?». Второй участник продолжает пусть даже совсем нелепицу, далее третий, если вас много. Главное в этой игре научиться отвечать и задавать вопросы.

    В диалогах родителей и детей, как важнейших связующих семью устных традициях, можно использовать множество смысловых материалов: семейных историй, библейских сюжетов, притч, биографий героев и политических лидеров, произведений писателей и поэтов, просмотров и обсуждений фильмов… Через все это ребенок самостоятельно усматривает закономерности, осмысливает увиденное и услышанное, познает окружающий мир.


    Как замечает автор, период отрочества – время потерь и поражений, то есть ощущение неадекватности своего мира (мира подростка) миру взрослых. Это время отдаления ребенка от семьи и дома, период глубоких познавательных изменений, утверждения своей точки зрения.

    Очень важно помогать детям наладить отношения с братьями и сестрами тоже через диалог. Если мать рассказывает старшим детям о потребностях и чувствах новорожденных, то те проявляют больше заботы и любви к младшим. В течение 3-х лет с 1982 года такие исследования проводила Джуди Данн из Пенсильванского университета. 
   
  Джин Грассо предлагает читателям аккуратно и осторожно отвечать на детские вопросы о родственниках – кто из них более важен, какие роли играют в семье, кто «роднее» и другие подобные сравнения. Такой ответ сначала нужно обдумать самому взрослому, если сложно дать ответ сразу, ведь представления устоев и обычаев семьи разное не только у других национальностей, но и даже в других семьях, других этнических группах.

    Автор рассматривает много примеров вопросов о сексе, влюбленности, разводе родителей… Такие вопросы могут задавать уже и не малыши, а подросшие дети. И если малышам достаточно услышать ответ не совсем научный, а больше эмоциональный, то подросшему ребенку, возможно, понадобится ответ, подтвержденный важными и нужными ему фактами. Главное – всегда ответить ребенку на заданный вопрос, именно это вызывает доверие к Вам.

    Как можно отвечать на вопросы о войнах, бедствиях, природных явлениях, не/существовании Деда Мороза, болезнях, абортах, коррупции, расизме, жизни и смерти, деньгах, спортсменах, о Боге и космосе…. Таких задачек неисчислимое множество. Сплошные «почему?», «зачем?», «откуда?», «куда?» порой ставят нас, родителей, в неловкое положение. Уклончивость от ответов отдаляет детей от родителей, подрывает авторитет и доверие. Поэтому совет автора – научитесь диалогу с ребенком! Избегайте требования от детей точных ответов на Ваши вопросы (допросы), а научитесь сами задавать их правильно и наблюдать за ребенком.

    С самого раннего возраста множество вопросов детей вызвано их жаждой знать и познавать. Способность мозга воспринимать информацию в разу больше, чем у взрослых. Если ребенку не предоставить познавательной информации, полезной для его дальнейшего развития, то ребенок станет искать любые факты и развлечения, удовлетворяя свое любопытство. И опасность здесь в том, что сам он может найти недостойную, искаженную, некачественную информацию. Именно поэтому роль родителей в диалоге с ребенком, наблюдением за ним, предоставлением ему нужной информации, фактов, обучающей среды очень важна.

    В пример автор приводит факты и ознакомительный, познавательный материал для родителей из Института Ивена Томаса и Глена Домана, в котором дети познают с рождения огромное количество увлекательной информации, физических упражнений, личных экспериментов. Дети всегда бодры, веселы, ищут все новые и новые занятия и нацелены на развитие вперед.  Уникальные комплекты «Энциклопедические знания» помогут родителям в развитии ребенка и веселом познавательном времяпровождении.  


    Ум и талант дарованы каждому ребенку от рождения и обязанность родителей – создать среду и помочь детям в развитии и познании окружающего мира.



Семилетик 2016 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий